Замена масла в винтовом компрессоре: советы, инструкция

Винтовой компрессор является одним из наиболее распространенных типов компрессорного оборудования. Его работа основана на вращении двух винтовых роторов внутри корпуса, которые сжимают поступающий воздух.  Замена масла в винтовом компрессоре требуется для увеличения срока его эффективной работы.

Значение смазки для винтового компрессора

Масло играет критически важную роль в работе и выполняет следующие функции:

  1. Образует масляную пленку между трущимися поверхностями деталей, снижая трение и износ. 
  2. Отводит тепло от узлов, предотвращая перегрев подшипников и винтов.
  3. Уплотняет зазоры между роторами, повышая КПД: заполняет микронеровности поверхностей, уменьшая утечки. 
  4. Предотвращает коррозию внутренних деталей: создает защитную пленку на металлических поверхностях.

Таким образом, правильный подбор масла и регулярное техобслуживание – это залог надежной работы винтовой установки. Экономия может привести к быстрому износу оборудования и дорогостоящим поломкам.

Как масло влияет на износ винтового блока комперссора

Винтовой блок – это ключевой компонент компрессора. В процессе работы роторы испытывают интенсивный износ из-за высоких скоростей, температур и давлений. Качество смазки имеет решающее значение для снижения этого процесса.

Увеличение сроков замены или использование некачественного масла приводит к большему трению между поверхностями роторов и подшипниками. Это приводит к появлению задиров, царапин, короблению поверхностей. В итоге увеличиваются рабочие зазоры, снижается производительность и КПД, что может привести к отказу винтового блока.

Применение качественного компрессорного масла нужной вязкости обеспечивает создание стабильной масляной пленки между подвижными деталями. Это уменьшает трение и износ. Регулярная замена масла поддерживает работоспособность устройства в течение всего срока службы.

Характеристики масел для винтовых компрессоров

ВЯЗКОСТЬ

Вязкость – это важная характеристика любых смазочных материалов, применяемых в технике. Вязкость показывает толщину масляной пленки, образующейся между сопряженными поверхностями при их относительном перемещении. 

Для компрессорных масел оптимальная вязкость крайне важна. С одной стороны, чем ниже вязкость, тем легче масло поступает к трущимся поверхностям через маслопроводы и каналы системы смазки. С другой стороны, высоковязкое масло обеспечивает более толстую пленку, лучше разделяющую и смазывающую соприкасающиеся поверхности.

Для каждого типа оборудования подбирается оптимальный класс вязкости. Например, для поршневых компрессоров используются более густые масла, чем для ротационных винтовых. Производители масел выпускают марки с различными характеристиками в каждом классе.

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Рабочие температуры являются одним из ключевых параметров, которые необходимо учитывать при выборе компрессорных масел. Это связано с интенсивным тепловыделением в процессе сжатия.

Компрессорное масло должно сохранять работоспособность и смазывающие свойства в широком температурном интервале. Как правило, это составляет от -5 до +100 градусов Цельсия для поршневых компрессоров и от 0 до +140 градусов для винтовых.

При нагреве вязкость масел снижается, что может привести к недостаточной толщине масляной пленки. При этом ускоряются процессы окисления и термической деструкции смазочного материала.

В свою очередь, пониженные температуры приводят к загустению масла, затрудняющему его подачу по каналам системы смазки. При низких температурах возрастает риск образования кристаллогидратов влаги, что может вызвать закупорку маслопроводов.

Для обеспечения эффективной работы в широком температурном диапазоне в состав высококачественных компрессорных масел вводят специальные присадки, регулирующие вязкостные характеристики. Это позволяет поддерживать оптимальную толщину масляной пленки при любых температурах.

ПРИСАДКИ

Современные высококачественные компрессорные масла представляют собой сложные композиции базовых минеральных или синтетических масел с добавлением присадок. Присадки выполняют различные функции для улучшения эксплуатационных свойств.

  1. Противоизносные – создают на поверхностях трения химические пленки, которые уменьшают контакт металла с металлом, снижая интенсивность изнашивания деталей.
  2. Антиокислительные – замедляют процессы окисления при повышенных температурах, продлевая их ресурс.
  3. Антикоррозионные – защищают внутренние полости от коррозии, образуя на поверхностях металлов тончайшую пленку.
  4. Моющие присадки предотвращают отложение на деталях лаков, нагаров и шлама.
  5. Депрессорные – регулируют вязкостные свойства масел в зависимости от температуры.

Комбинируя различные виды и концентрации, производители добиваются оптимальных рабочих характеристик компрессорных масел для каждого типа оборудования и условий эксплуатации. 

Классификация масел для компрессоров

Минеральное масло

Минеральные (базовые) масла до сих пор остаются наиболее распространенным типом для производства смазочных материалов.

Минеральные масла получают путем очистки и рафинирования нефти. Они состоят из смеси углеводородов различного химического строения. Подбирая требуемый фракционный состав масла-основы и вводя присадки, добиваются необходимых свойств готового продукта.

Преимущества минеральных масел — доступность, низкая стоимость, хорошая смазывающая способность. К недостаткам относят ограниченную термическую стабильность и склонность к окислению при высоких рабочих температурах.

Несмотря на появление синтетических масел, качественные минеральные продукты продолжают широко использовать в воздушных компрессорах благодаря оптимальному сочетанию цена/качество. Их доля на рынке компрессорных смазок до сих пор составляет более 50%.

Синтетическое масло

Синтетические смазочные материалы для компрессорной техники производят искусственным путем из различных органических соединений. В отличие от минеральных, они имеют не случайный, а заранее спроектированный химический состав.

Благодаря этому синтетические масла обладают улучшенными эксплуатационными свойствами по сравнению с традиционными нефтяными аналогами:

  • повышенная термоокислительная стабильность позволяет работать при высоких температурах; 
  • улучшенные низкотемпературные характеристики — лучшая текучесть при отрицательных температурах;
  • высокий индекс вязкости, стабильность в широком температурном диапазоне;
  • низкий коэффициент трения, отличные противоизносные свойства.

Однако синтетические компрессорные масла стоят дороже аналогичных минеральных продуктов. Поэтому они чаще применяются для тяжелонагруженного высокотехнологичного оборудования, где важно обеспечить максимальную надежность.

Полусинтетическое масло

Полусинтетические (наполовину синтетические) масла представляют собой комбинацию минеральной основы и синтетических компонентов (до 30-50%). В качестве синтетической составляющей обычно используются полиальфаолефины (ПАО).

Полусинтетики объединяют в себе лучшие качества нефтяных и синтетических смазочных материалов. Минеральная база придает им хорошую смазывающую способность и совместимость с материалами, а синтетические компоненты — улучшенные эксплуатационные характеристики.

Основные преимущества:

  • Повышенная термическая и окислительная стабильность;
  • Улучшенные низко- и высокотемпературные свойства;  
  • Продленный срок службы;
  • Большие интервалы замены.

Полусинтетики по стоимости занимают промежуточное звено между минеральными и синтетическими. Это экономичное решение позволяет без больших затрат улучшить надежность оборудования.

Отличие масел для винтовых компрессоров от других типов компрессоров

Хотя масла для смазки винтовых и поршневых компрессоров относятся к одному классу, между ними есть ряд различий, которые необходимо учитывать при выборе.

Винтовые установки работают при более высоких рабочих температурах — до 140°С и выше. Для них подходят более термостабильные масла с лучшими антиокислительными свойствами. Также для роторных винтовых механизмов важны вязкостно-температурные показатели.

Поршневой компрессор требует использования более вязкого масла, чтобы обеспечить надлежащую смазку поршневых колец, цилиндра и кривошипно-шатунного механизма с большими нагрузками.

В поршневом компрессоре выше риск засорения масляных каналов отложениями из-за более интенсивного химического разложения масла при высокой температуре впрыска.

Вывод: поршневые компрессоры требуют масел с большей вязкостью, а для роторно-винтовых предпочтительны более «жидкие», высокотемпературные смазочные материалы с хорошей окислительной стабильностью. И те и другие должны хорошо удалять продукты износа и шлам.

Выбор масла для винтового компрессора

Правильно подобранное масло имеет решающее значение для надежной работы и долговечности винтового компрессора. К основным критериям выбора относятся:

  1. Вязкость. Рекомендуемые классы вязкости для конкретной модели компрессора обычно указывает производитель в инструкции. Типичные значения — ISO VG32, VG46, VG68.
  2. Термоокислительная стабильность. Масло должно сохранять свои свойства и не образовывать отложений при температуре сжатого воздуха на выходе до 140°С.
  3. Антиизносные и антикоррозионные свойства. Присадки должны надежно защищать роторный блок и подшипники от износа и ржавления.  
  4. Совместимость с уплотнениями компрессора, чтобы не вызывать протечки масла.
  5. Способность к водоотделению. Масло должно отделять конденсат, а не эмульгировать его.
  6. Отсутствие пенообразования — важно для исправной работы системы смазки.
  7. Рекомендации производителя компрессора.

При выборе нужно ориентироваться на известные компрессорные масла от проверенных брендов. Это гарантирует получение качественного и подходящего продукта.

Порядок замены отработавшего масла

Пошаговая инструкция по замене масла в винтовом компрессоре:

  1. Подготовка. Убедиться, что компрессор выключен и остыл после последней работы. Подготовить емкость для слива отработанного масла (не менее 10 литров). Выбрать новую жидкость согласно рекомендациям производителя.
  2. Слив. Открыть сливное отверстие компрессора и полностью слить отработку из системы, включая радиатор охлаждения, если он установлен. 
  3. Замена фильтра. Отвинтить старый масляный фильтр и установить новый с прокладкой, предварительно смазав ее тонким слоем компрессорного масла.
  4. Заливка. Залить новое масло рекомендованной марки через маслозаливное отверстие. Уровень заливки указан в инструкции.
  5. Пуск. Включить компрессор на 2-3 минуты без нагрузки, чтобы масло заполнило всю систему смазки. Затем выключить и долить недостающее до верхнего уровня.
  6. Проверка герметичности и утилизация отработки согласно нормам экологической безопасности.

Регулярная своевременная замена масла критически важна для обеспечения долговечной работы винтового компрессора.

Замена масла в винтовом компрессоре: советы, инструкция

 Периодичность замены масла в винтовых компрессорах

  1. Винтовые компрессоры небольшой мощности (2-7 кВт) — замена масла каждые 2000 моточасов работы, но не реже 1 раза в год.
  2. Винтовые компрессоры средней и большой мощности (7-15 кВт; свыше 15 кВт) — первая замена масла после обкатки через 500 часов работы, последующие замены — каждые 4000 часов либо 1 раз в год (смотря что наступит раньше).  
  3. В условиях сильно запыленного помещения или работы с загрязненным воздухом период замены масла в винтовых компрессорах любой мощности рекомендуется уменьшить в 2 раза.
  4. При работе на синтетическом масле промежутки между заменами можно увеличить в 1,5-2 раза относительно минерального масла.

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛЯРНОГО ТО, ЗАМЕНЫ МАСЛА, ФИЛЬТРОВ, СЕПАРАТОРОВ

Регулярное проведение технического обслуживания в сервисных центрах крайне важно для обеспечения бесперебойной работы и максимального срока службы. 

Проведение ТО, замены масла, фильтров и сепараторов требует квалифицированного подхода по ряду причин:

  • Необходимо строгое соблюдение регламентов и использование расходных материалов, рекомендованных производителем; 
  • Требуются специальные инструменты и оборудование для диагностики, разборки/сборки узлов, а также утилизации отработанных жидкостей;
  • Специалисты сервисных центров обладают необходимым опытом и знаниями нюансов всех моделей винтовых компрессоров;
  • Сервисные центры несут ответственность за качество выполненных работ.

Поэтому, доверяя техобслуживание компрессоров нашим профессионалам, вы избежите множества ошибок при самостоятельном неквалифицированном обслуживании и значительно продлите срок службы дорогостоящего оборудования. Это окупает затраты на регулярное ТО с лихвой.